Формирование мотивации у детей раннего возраста в предметных действиях

Формирование мотивации у детей раннего возраста в предметных действияхПроблема мотивации принадлежит к числу таких методологических проблем, которые затрагивают коренные вопросы психологии и педагогики и которыми определяется философская позиция авторов.

В психологии изучение мотивации осуществляется в рамках фундаментальной цроблемы, именуемой потребностно-мотивацион-ной сферой^ На первостепенное значение потребности в жизни человека неоднократно указывали классики марксизма-ленинизма. Так, Карл Маркс и Фридрих Энгельс подчеркивали, что первый исторический акт был направлен на деятельность для удовлетворения органических потребностей, то есть на производство самой материальной жизни /I/.

У К. Маркса и Ф. Энгельса категория потребностей и оценка способов их удовлетворения представлены в большинстве философ-ско-методологических работ и широко используются при раскрытии истории общества и сущности человека. «Истинное содержание всех составляющих эпоху систем образуют потребности времени, в которых они возникли» /2, с.464/.

Очевидно, что важное значение потребностей распространяется и на индивидуальную жизнь человека и, цревде всего, на период детства, где эти потребности начинают формироваться в процессе присвоения ребенком материальной и духовной культуры общества.]». размер т. н. необходимых потребностей, равно как и способы их удовлетворения сами представляют собой продукт истории и зависят в большой мере от культурного уровня страны» /К. Маркс, Ф. Энгельс, 3, с.182/. некоторые исследователи, характеризуя мотивации, прямо связывают их с потребностями. Но хотя такая связь и существует, мы думаем, что потребности и мотивации не являются идентичным явлением, но цри исследовании мотивации учет исходных потребностей должен в той или иной мере осуществляться. Это особенно важно при онтогенетическом изучении мотиваций, происхождение которых является преимущественно продуктом овладения социальными способами действия при удовлетворении потребностей /А. М.Фонарев, 90/,

Большинство авторов рассматривает потребности и мотивации как форму побувдения ребенка к определенным действиям и в определенном нацравлении.

Изучая развитие таких побуждений у детей, мы видим, что это еще не аналог мотивированного поведения взрослых. Тем не менее не исключено, что формирующиеся в раннем детстве побуждения составляют некоторую элементарную основу многих мотиваций у детей старшего возраста и взрослых.

Хотя в нашем исследовании мы везде используем термин «мотивация» как наиболее распространенный в психологической литературе, мы одновременно понимаем под ним некоторую форму активности, в которой реализуется побуждение к действиям. Собственно цель настоящего исследования как раз и состоит, как будет указано ниже, в определении и характеристике мотивообра-зующих факторов у детей второго года жизни^

Актуальность темы исследования. Победа революции на Кубе в корне изменила положение в области народного образования в стране. Первый секретарь ЦК Коммунистической партии Кубы Фидель Кастро Рус указывает: «Надо развивать педагогику именно для того, чтобы воспитывать коммунистического человека, которого отличают не только убевдения, рассуждения, классовое сознание, но и все воспитание, все навыки, вся культура’ 7.

Наряду с решением задач общего образования, широким фронтом развертывается на Кубе система дошкольного воспитания, направленная на всестороннее развитие детей. Необходимость совершенствования педагогической науки и практики требует исследований в области возрастной психологии. Одной из актуальных проблем является цроблема формирования потребностно-мотиваци-онной сферы.

Настоящая диссертация выполнена в рамках указанной проблемы. Она посвящена, как говорилось, изучению мотивообразущих факторов в предметных действиях детей посредством сравнения различных воздействий на детей, которые обычно применяются в психологии и педагогике при формировании определенных личностных качеств. Отметим, что эти воздействия, хотя они первоначально и исходят от взрослого, рассматриваются наш в духе замечаний С. Л.Рубинштейна о их трансформации во внутреннюю активность. В работе будет показано, какие из этих внешних воздействий в процессе формирования так сказать ассимилируются в собственные побуждения ребенка.

Исследование данного вопроса является одним из условий оптимизации процесса воспитания детей раннего возраста, способствует разработке рациональных методов организации практической деятельности ребенка, составляющей основу его психического развития. к/ «Социалистическая Куба», IS83, J5 4, Гавана, Изд-во ЦК КПК. с.20.

Исследованием проблемы мотивации решается также один из фундаментальных вопросов возрастной психологии, не получивший должного освещения, хотя исключительная важность изучения цри-роды активности ребенка признается всеми.

Конечно, в рамках одной работы невозможно ставить задачу изучения природы мотивации, ее генеза, ее сложнейших связей с потребностями, ее влияния на процесс восцриятия и т. д.

Большой интерес представляет сравнительно ограниченный вопрос именно о том, как протекает формирование мотивации в практических действиях. Важное значение практических действий неоднократно подчеркивалось во многих работах и в частности в связи с развитием восприятия как действия, и в связи с формированием сенсорных способностей /Л. А.Венгер, 16 /.

В нашем исследовании практическая деятельность ребенка выступала в форме предметных действий с элементами игры. Такие практические действия, как показало исследование, впервые были использованы в целях изучения мотивации и оказались вполне адекватными задачам исследования.

Как и большинство психологических и педагогических исследований в советской науке, наша работа выполнена в рамках концепции развивающего обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Методологической основой исследования является развиваемая в советской психологии теория, опирающаяся на марксистско-ленинское положение о прижизненном формировании психики ребенка вследствие присвоения им достижений духовной и материальной культуры общества. Главным источником психического развития является деятельность ребенка, в структуре которой важное место занимает мотивация (Л. С.Выготский, С. Л.Рубинштейн, А. Н.Леонтьев и др.).

Цель исследования. Выявить факторы, определяющие формирование предметных действий детей раннего возраста и роль взрослого в процессе формирования мотивации.

Гипотеза исследования. Решащими факторами формирования мотивации предметных действий ребенка раннего возраста являются: оценка и раскрытие взрослым смысла результатов действий, демонстрируемых ребенку, восприятие ребенком этих результатов .

Задачи исследования:

— изучение роли показа взрослым способов действия в формировании у детей мотивации самостоятельного выполнения действий с предметами;

— изучение значения результата действий самого ребенка для формирования мотивации;

— определение роли оценки результатов действий ребенка взрослым как мотивообразуицего фактора;

— выявление влияния результатов действий ребенка, мотивированных и оцениваемых взрослым, на формирование его самостоятельных действий.

Методы исследования. В работе используется широко оправдавший себя онтогенетический метод в сочетании с методом формирующего эксперимента, констатирующиядеж наблюдениями и контрольными наблюдениями. Последнему мы придавали особое значение не только как способу выявления достоверности данных. Мы рассматривали контрольные наблюдения в качестве пролонгированного эксперимента, позволяющего выявить реальность внутренних побуждений ребенка, которые могут обнаружиться в отсутствие специальных побувдений ребенка к действиям.

В работе использовались также методы протоколирования, хронометража и фоторегистравди.

Научная новизна. Разработана оригинальная методика, позволяющая выявить факторы формирования действий с предметами у детей раннего возраста.

Впервые установлено, что устойчивая мотивация предметной деятельности детей раннего возраста формируется на основе комплекса таких факторов, как активация действий путем показа взрослым способов их выполнения, словесное побуждение, оценка результатов действий детей и конкретный результат действий самого ребенка.

При этом установлено, что наиболее эффективными средствами формирования мотивации предметной деятельности детей являются восприятие ребенком результатов собственных действий и развернутая смысловая оценка этих результатов взрослым.

Теоретическое значение. Положения, сформулированные в результате исследования, восполняют пробел в психологических знаниях о генезе мотиваций на ранних этапах жизни ребенка.

Показано, что у детей уже на втором году жизни можно сформировать такие устойчивые мотивированные действия, которыми обуславливается организованная деятельность ребенка, направленная на достижение ожидаемого результата.

Весьма существенно, что у детей уже этого возраста можно сформировать мотивацию, далекую от биологических побуждений, имеющую социальные корни и элементы нравственности.

Практическое значение. Разработанная в исследовании методика формирования мотивации в процессе предметной деятельности может быть использована в педагогической работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Апробация основных положений и материалов исследования прошла на научной конференции психологического факультета Гаванского университета (1983). Материалы исследования использовались в лекциях и семинарских занятиях для дошкольных работников Республики Куба (Гавана, 1982-1984).

Необходимо подчеркнуть, что в последнее время на Кубе проблеме мотивации придается большое значение. Благодаря работам Праго Р. Смит И. Лопес Г. (1977), Д. Ангело 0. (1977), М. Феблес (1977), Д. Гонсалес (1978), Гонзалес Ф. (1980), М. Кальвиню (1980) были достигнуты известные успехи.

Заключение диссертации по теме «Педагогическая, детская и возрастная психология», Ривальта Флейтес, Кристина

ВЫВОДЫ

1. Устойчивую мотивацию в цредметной деятельности можно сформировать уже у детей второго года жизни. Мотивация проявляется в виде устойчивого интереса к таким предметным действиям, активное выполнение которых ведет к достижению конкретного и ожидаемого результата.

2. К мотивообразующим факторам относятся: показ действия взрослым; показ и объяснение действия; оценка действия ребенка; смысловая оценка результата действия ребенка (цель выполнения действия).

Решающими факторами формирования мотивации являются: воспринимаемый ребенком результат собственных действий, его оценка взрослым и раскрытие смысла действий ребенка.

3. Действия ребенка, выполняемые вследствие упрочившейся мотивации, оказывают побуждающее влияние на сверстников, вызывая у них интерес к аналогичным действиям, что способствует успешному формированию мотиваций. Это является благоприятным условием воспитания детей в коллективе.

4. В педагогическом процессе воспитатель обязательно должен использовать метод показа способа действия и метод инструктирования, раскрывать перед ребенком смысл конечного результата его действия, то есть мотивировать действие, закрепляя получение ожидаемого результата в повторных действиях ребенка, а также положительно эмоционально оценивать результат действия.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Ривальта Флейтес, Кристина, 1985 год

1. Маркс К. Энгельс Ф. Немецкая идеология. — Сач. 2-е изд. т. з, с. 26.

2. Маркс К. Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд. т. 3, с. 464.

3. Маркс К. Энгельс Ф. Капитал. Соч. 2-е изд. т. 23, с. 182.

4. Материалы ХХУ съезда КПСС. М. Политиздат, 1976. — 256 с.

5. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М. Политиздат, 1981. — 223 с.

6. I съезд Коммунистической партии Кубы. М. Политиздат, 1976. — 584 с.

7. О дальнейшем улучшении идеологической политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. М. Политиздат, 1980. — 15 с.

8. Актуальные проблемы возрастной психологии: Материалы. Kypcji лекций. М. МГУ. 1978. — 118 с.

9. Баканов Е. Н. Иванников В. А. Дискуссии и обсуждения о природе побуждения. Вопросы психологии, 1983, № 4, с. 146-154.

10. Бжалава И. Т. К проблеме бессознательного в теории установки Д. Н.Узнадзе. Вопросы психологии, 1967, № I, с. 155.

11. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М. Просвещение, 1968, с. 205.

12. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. В кн. Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М.:- 95

13. М. Педагогика, 1972, с. 7, 44.

14. Венгер Л. А. Восприятие и обучение /дошкольный возраст/.- М. Просвещение, 1969» 3S8 с.

15. Венгер Л. А. О развитии познавательной способности ребенка. М. Знание, 1978, — 94 с.

16. Венгер Л. А. О путях изучения генезиса сенсорных способностей. Под ред. Л. А.Венгера. — М. Педагогика, 1976, с. 4-18.

17. Вилюнас В. К. Теория деятельности и проблемы мотивации.- В кн. А. Н.Леонтьев и современная психология: Сборник статей памяти А. Н.Леонтьева. /Под ред. А. В.Запорожца, В. П.Зинченко, О. В. Овчинниковой. М. МГУ, 1984, с. 191-200.

18. Выготский Л. С. Проблема эмоции. Вопросы психологии, 1958, В Щ, с. 125-134.

19. Выготский Л. С. Лурия A. F. Этюды по истории поведения.- М.-Л. Госиздат, 1930. 231 с.

20. Выготский JI. C. Развитие высших психических функций. — М. Изд-во АПН РСФСР, I960. 500 с.

21. Гальперин П. Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. Материалы к курсу лекции. /П. Я.Гальперин, А. В.Запорожец.- М. МГУ, 1978. 118 с.

22. Гарбей Акоста С. М. Воспитание культуры поведения у младших дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М. 1983, -24 с.

23. Генезис сенсорных способностей. /Под ред. Л. А.Венгера.- М. Педагогика, 1976. 256 с.

24. Давыдов В, В. Виды обобщения в обучении. М. Педагогика, 1972. — 424 с.

25. Дентярь Е. Н. Изучение развития ориентировочного рефлекеа в онтогенезе ребенка. В кн. Труды 1У научной конф. по возр.- 96 морфологии, физиологии и биохимии. М. I960, с. 73.

26. Джемс В. Психология. СПб. 1901. — 408 с.

27. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. /Под ред. Е. К.Родиной. М. Просвещение, 1967. — 200 с.

28. Елфимова Н. В. К проблеме создания мотивационного компонента деятельности у дошкольников. Вопросы психологии, 1982,2, с. 60-66.

29. Запорожец А. В. Усова А. П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. В кн. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. /Под ред. А. П. Усовой и Н. П.Сакулиной. — М. 1963, с. 228.

30. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М. Изд-во АПН РСФСР. I960. — 430 с.

31. Запорожец А. В. Маркова Т. А. Воспитание и обучение в детском саду. Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания АПН СССР. М. Педагогика, 1976. — 558 с.

32. Запорожец А. В. Венгер Л. А. Зинченко В. П. Рузская А. Г. Восприятие и действие. М. Просвещение, 1967. — 324 с.

33. Запорожец А. В. Неверович Я. З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка. М. — 366 с.

34. Запорожец А. В. 0 психологии детей раннего и дошкольного возраста. М. М-во здравоохранения СССР. Центр, ин-т усовершенствования врачей, 1971. — 16 с.

35. Запорожец А. В. Личность и деятельность дошкольника. /Под ред. А. В.Запорожца и Д. Б.Эльконина. М. Просвещение, 1965. -295 с.

36. Звор&гина Е. В. Формирование элементов знаковой функции мышления в процессе игры. Дошкольное воспитание, 1982, 10, с. 42-49.

37. Звор&гина Е. Е. Влияние обучающих игр на формирование самостоятельных действий. Дошкольное воспитание, 1983, №5, с. 36-39.38. оейгарник Б. В. Теория личности К. Левина. М. МГУ, 1981. — 118 с.

38. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. /Под ред. А. В.Запорожца и Т. А.Марковой. ГЛ. йзд-во АПН СССР, 1978. — 155 с.

39. Имедадзе И. Ъ. Проблема мотивации поведения. В. М. 1984, й 6, с. 87-94.

40. Кальвиньо Валдес-Фаули Мануэль А. Роль мотивации в актуализации системы значений: Автореф. дис. нанд. псих. наук. М. 1981, 25 с.

41. Ковалев А. Г. 0 чувствах и эмоциях. Вопросы психологии, 1957, В 4, с. 25-33.

42. Кожухова Н. Н. Влияние результата действия на мотивацию действия и его выполнение детьми дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. псих. наук. М. 1977. — 20 с.

43. Леон Лоренсо Серлю И. Роль графического планирования конструкций в умственном развитии детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. псих. наук. М. 1980. — 21 с.

44. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы формирования личности ребенка в дошкольном возрасте. Дошкольное воспитание, 1947, & 9, с. 25-32.

45. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М. МГУ, 1971.’- 40 с.- 98-48. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М. МГУ, 1972. — 575 с.

46. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. ^ М. Политиздат, 1975» 183 с.

47. Леонтьев А. Н. Развитие мотивов деятельности ребенка.- В кн. Научная сессия АНП РСФСР 1-4 июля. Тезисы докл. — М.-Л. 1946, с. 3-4.

48. Леонтьев и современная психология. Сборник статей памяти А. Н.Леонтьева. М. МГУ, 1983. — 287 с.

49. Лисина М. И. Развитие познавательной активности детейв ходе общения со взрослыми и сверстниками. Вопросы психологии, 1982, Ш 4, с. 18-35.

50. Лисина М. И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. Сборник научных трудов. М. 1974. — 209 с.

51. Лисина М. И. Влияние общения со взрослым на развитие ребенка первого полугодия жизни. В кн. Развитие общения у дошкольников. /Под ред. А. В.Запорожца и М. И.Лисиной. — М. Педагогика, 1974, с. 65-112.

52. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М. МГУ, 1973.- 377 с.

53. Люблинская А. А. Детская психология. М. Просвещение, 1971, — 318 с.

54. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М. Педагогика, 1984, 143 с.

55. Матюшкин A. M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. Вопросы психологии, 1982^ $ 4,с. 5-7.

56. Нечаева В. Г. Воспитание детей третьего года жизни в дошкольном учреждении. М. Просвещение, 1965. — 200 с.- 99

57. Новоселова С. JI. Развитие мышления в раннем возрасте.- М. Педагогика, 1928. 159 с.

58. Норвакидзе В. Г. Методы исследования характера личности.- Тбилиси: Медниесреба, 1975. 243 с.

59. Обухова Л. Ф. Этапы развития мышления. М. МГУ, 1972.- 152 с.

60. Обуховский К. Психология влечений человека. М. Прогресс, 1972. — 247 с.

61. Общая психология. /Под ред. В. В.Богословского и др. 3-е изд. М. Просвещение, 1981. — 383 с.

62. Отношения между сверстниками в группе детского сада, /опыт социально-психологического исследования/. /Под ред. Т. А. Репиной. М. Педагогика, 1978. — 200 с.

63. Особенности развития и воспитания детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. Тезисы Докладов Всесоюзной научно-практической конференции по вопросам развития и воспитания раннего возраста, сентябрь 1982 г. с. 76.

64. Оформление результатов наблюдений за детьми и составление характеристик. В кн. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. / Ковальчук Я. И. — М. Просвещение, 1985, с. 89-97.

65. Павлова Л. Н. Ориентировочно-исследовательская деятельность и условия ее развития у детей второго-третьего года жизни: Автореф. дис. канд. психол. наук. М. 1976, 22 с.

66. Павлова Л. Н. Развитие познавательной деятельности ребенка. В кн. Первый год жизни вашего ребенка. — М. Педагогика, 1977. — 87 с.

67. Павлова Л. Н. Самые маленькие в дошкольном учреждении.- Дошкольное воспитание, 1983, J6 I, с. 63-70.

68. Патеева Е. Ю. Ситуативное развитие и уровень мотивации.- Вестник МГУ, 1983, $ 4, с. 23-31.- IOC

69. Поддьяков H. H. Мышление дошкольника. М. Педагогика, 1977. — 272 с.

70. Психология личности. Тексты. /Под ред. Ю. Б.Гиппенрей-тера, А. А.Пузырея. М. МГУ, 1982. — 288 с.

71. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М. Учпедгиз, 1935. — 445 с.

72. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии.- №. Изд-во АН СССР, 1959. 354 с.

73. Самые маленькие в детском саду. М. Просвещение, 1967. — 160 с.

74. Симонов Л. В. Что такое эмоция? М. Наука, 1966. — 93 с.

75. Совершенствовать стиль руководства. Дошкольное воспитание, 1978, № I, с. 32-36.

76. Современная зарубежная социальная психология /тексты/. /Под ред. Г. М.Андреевой, Н. Н.Богомоловой, Л. А.Петровского. — М. МГУ, 1984. 255 с.

77. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного Еозраста.- М. Просвещение, 1979. 223 с.

78. Стоуне Э. Педагогика. Психологическая теория и практика обучения. М. Педагогика, 1984. — 470 с.

79. Тепляк С. Н. Особенности трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М. 1984. 21 с.

80. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М. Наука, 1966. — 336 с.

81. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Изд-во АН Груз. ССР, 1961. — 210 с.

82. Уэллс Г. К. Крах психоанализа. От Фрейда к Фромму. — М. Прогресс, 1968. 287 с.

83. Усова А. П. Роль игры в организации жизни и деятельное — 101 ти детей. Дошкольное воспитание, 1978, № I, с. 67-70.

84. Феблес Мария. Теории мотивации в зарубежной и советской психологии: Дисс. канд. психол. наук. М», 1977. — 143 с.

85. Фонарев A. M. Развитие ориентировочных реакций у детей.- М. Педагогика, 1977. 37 с.

86. Фонарев A. M. Ребенок и среда. М. Знание, 1974. — 95 с.

87. Фонарев A. M. Развитие социальных мотиваций и задачи воспитания детей раннего возраста. В кн. Особенности развития и воспитания детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. Тезисы докладов. — М. 1982, с. 7-9.

88. Формирование личности. Проблемы подхода в процессе воспитания школьника. /Под ред. действительного члена АПН СССР Г. Н. Филонова. М. 1983: Педагогика. — 256 с.

89. Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе.- М.-Л. Госиздат, 1923. 206 с.

90. Фрейд 3. Психологические этюды. Изд. 20-е. Тип. штаба Моск. воен. окр. 1912. 55 с.

91. Фресс П. Пиаже Ж. Экспериментальная психология. /Общ. ред. чл. акад. пед. наук СССР А. Н.Леонтьева, вып. У. М. 1966. -429 с.

92. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. /Под ред. И. И. Ильясова. Б. Е.Ляудис. М. ‘МГУ, 1981. — 304 с.

93. Эльконин Д. Б. Детская психология. М. Учпедгиз, I960.- 328 с.

94. Эльконин Д. Б. Основные вопросы теории детской игрр. В кн. Психология и педагогика игры дошкольника. /Под ред. А. В.Запорожца и А. П.Усовой. — М. 1966, с. 11-37.

95. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. Крат-кии очерк. М. Изд-во АПН РСФСР, 1953. — 115 с.

96. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения — 102 человека. М. Просвещение, 1969. — 318 с.

97. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника /психол. очерк/. М. Просвещение /Акад. пед. наук СССР. Ин-т психологии/, 1966. — 291 с.

98. Pletaf’orrns Programetica del Р. С.С. Tecis у Resoluciones. La НзЪапа: DOR del С. С. del P. С.С. 1976.- 126 p.

99. Achievement Motivation: recent trends in theory andresearch. 1980, 132 p.

100. Aksarina N. M. Radina E. T. Los problemas de la Pedagogiaen la Edad Temprana, La Habana. Traduccion del ruso. Impresio-Hes Ligeras, 1964, 178 p.

101. Atkison J. W. An introduction to motivation N. Y.:Van1. Nostrand, 1978.- 405 p.

102. Atkinson J. V/. Human motivation. A symposium held at the XVII th. International Congress of Psychology in Washinton&V. Ed, by Marshall R. J. Lincoln, Univ of Nebraska. Press cap. 1965. 87 P.

103. Allport G. WW: Pattern and growth in personality by Gordon. W411port, N. Y.:Holt Rinehart and Y/inston 1961.- 593 p.

104. Ananiev B. G. Antologxa de Psicologxa Evolutiva у Pedagogics M. Prozvechenie. Traduccifin del Centro de Documentaciondel MINED.

105. Bandura A, Walters, R. H. Social learning and personality development. H. Y. Holt Rinehart and Y/inston, 1965.- 125p.

106. Bruner J. Processes of cognitive growth:Infancy, Heinz liitarner lectures series No 3. Worcester, Mass. Clark University P;- юз -0t

107. Press with Barre Publishers, 1968.- 35-64.

108. Dollar J, Miller N. Personality and Psychotherapy. Analysiin terms of learning, N. Y.sEd, Mc Graw-Hill, 1950.- 488 p.

109. Elkonin D. B: Notas so»bre el desarrollo do las acciones ob jetales en la E. Temprana, M. Boletin de la Universidad de Moscu Psikologiya, traduccion. Wo 3, 1978, 3-12 p.

110. Fcbles M. Conferencias del Curso de Post Grado sobre la

111. Categoria Motivacion, La Habana. Impresiones Ligeras. Facultaade Psicologia, Universidad de la Habana.- 120 p.

112. Flavell J. H. La Psicologia evolutiva dc J. Piaget, Buenos

113. Aires. Paidos, 1971, 484p.

114. Fromm Erich. The crisis of Psychoanalysis N. Y. Penquin1. Books 1973, 214p.

115. Gibson J Growing-up, A stjidy of children. Reading, Mass.:

116. Addison — Wesley 1978.- 526 p.

117. Gonz&le^ Pacheco 0. Desarrollo de la Personalidad .-Facultad de Psicologia. Universidad de La Habana. Impreso por el Ministers rio de Educacion Superior.- 380 p.

118. Gonzalez P. La motivacion moral en adolescentes у jovenes

119. Habana. Imp. Univ. 1980.- 200 p.

120. Gonzajoz Serra D. J. La teoria de Euttin ‘jobre la Personalidad у la motivacion. La Habana. Editora Revolucionerio, 1972.50 p.

121. Gonzalez Serra D. J. Criterion у metodos para el estudio de Is motivacion. La Habana. Imprenta Universitaria Andre Voinin, 197-6.- 87 p.1. Ю4vy 125. Hill c> princip^ies 0f behavior. N. Y. 1943.- 183 p.

122. Horney K. Nuestros conflictos internos. Buenos Aires. Editorial Psique. 1954.- 236 p.127» borenz K. Leyhausen P. Motivaci

123. Madsen К. B. Theories of motivation. A comparative sty-dy of modern theories of motivation, N. Y. 1968- 365 p.

124. Mac Dougall. W. The energies of men. A atjtdy of fundamentals of dinamic psychology, N. Y. Scribner, 1933.- 395 p.130.- Maslow A. Motivacitfn у Perdonalidad. Barcelona Editorial Sagitario, 1963.- 407 p.

125. Murray K. A. Pacts wich support the concept of need or drive. N. Y. J. Psychol, 1973, N0,3, P 27-42.

126. Murray H. A. Social Motivation .- London. In handbookof social Psychology, 1959, T. 2, p 16-225.133» Mc Clelland, D. C. The achievement motive.- N. Y. 1976.173p.

127. Orientaciones Metodoltfgicas para el Programa del 2do айо de vida del Cfrculo Infantil.- La Habana. Mined, 1982.127 P.

128. Piaget J. Psicologfa del nifio. traducido del francos Madrid. Morata, 6ta ed, 1975» 160 p.

129. Severova M. El desarrollo de los juegos; en la infancia temprana jr an^lisis de su motivacitfn. Alemania. Zeitschrift fur Psychologie 1982, No 3, traducido del alem£n al espafiol — p 294-300.

130. Spence E. Behavior theory and learning N. Y. I960.- 1821. P.—Ю5

131. Spitz R. Hospitalism: An inquiry into the genesis; of psyehj chiatric conditions in early childhood.- In Freud Д( ed). The psy — /choanalytic study of the child. V. I. N. Y.:International University Pres^. 1945.- Р 53-74.

132. Sullivan H. S. The collected works of H. S. Sullivan N. Y,:1965.- 148 p.

133. Temas de Psicologfa. selecci

134. Thclidike. Selected papers, N. Y. Harper and Row 1967, 340 p.

135. Tolman E. A. Cognition — Motivation model N. Y»: Prentice Si Hall, 1952 400p.

136. Venguer L. A. Temas d4 Psicologfa Prescolar, La Habana. Edit. Cientffico Tlcnico, T, I. 1976.- 224 p.

137. V/allon H. Del acto al pensamiento. traducido del francos Argentina. bautaro, 1964.- 210 p.

138. White B. L. The first three years of life N. Y. Prentice В Eall, 1975.- 285 P.

139. Y/hite R. Motivation reconsidered, the concept of competence. N. Y. Psychol, review, v.66, 1959.- 297 p.

140. Zaparozhete A. B. Psicologfa de los ninos de edad temprana у prescolar. traduccicJn. La Habana. ImpresicSn Ligera, Institji-to de la Infancia. 1979, 30 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.

В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

This entry was posted in Мотивация детей and tagged . Bookmark the <a href="http://d-motivator.ru/formirovanie-motivacii-u-detej-rannego-vozrasta-v-predmetnyx-dejstviyax/" title="Permalink to Формирование мотивации у детей раннего возраста в предметных действиях" rel="bookmark">permalink</a>.

Comments are closed.