Формирования мотивации детей дошкольного возраста к занятиям спортом

Формирования мотивации детей дошкольного возраста к занятиям спортомКлючевые слова: мотивация, дети дошкольного возраста, приемы психолого-педагогического воздействия.

Keywords: motivation, preschool children, methods of pedagogical influence.

Резюме. В статье рассматриваются педагогические приемы, формирующие у детей дошкольного возраста желание систематически заниматься двигательной активностью и спортом.

Summary. The article discusses the pedagogical techniques that form in children of preschool age the desire to systematically engage in physical activity and sport.

Как показывает спортивная практика, одной из распространённых причин прекращения занятий спортом уже на этапе набора детей в различные виды спорта, в том числе и весьма далёкие от видов с т. н. «ранней специализацией», является отсутствие у юных спортсменов сформированной привычки и желания систематически заниматься двигательной активностью. При этом, именно «первые шаги» начальной спортивной подготовки во многом определяют успешность адаптации ребёнка к дальнейшей спортивной деятельности.

В связи с этим, выбор научно обоснованных средств и методов, способствующих формированию у ребенка-дошкольника мотивации в систематической двигательной активности, является актуальной проблемой, решение которой позволит повысить эффективность начального дополнительного физкультурного образования детей дошкольного возраста и увеличит приток младших школьников в спортивные залы и на стадионы.

В своём исследовании мы поставили задачу изучить факторы, способствующие формированию у детей дошкольного возраста мотивации в систематической двигательной активности и экспериментально обосновать формирующие их приёмы психолого-педагогического воздействия.

Предметом исследования являлись побудительные мотивы к занятиям спортом у детей дошкольного возраста, а объектом — процесс реализации психолого-педагогических влияний, направленных на формирование мотиваций к занятиям спортом у детей 4-6 лет.

Статистическим объектом исследования были выбраны дети 4-6 лет, занимающиеся начальной спортивной подготовкой с использованием средств общеразвивающей гимнастики в московском детско-юношеском клубе «Тривим».

В основу рабочей гипотезы исследования было положено предположение о том, что если при проведении занятий с детьми дошкольного возраста использовать адекватные их возрастным особенностям психолого-педагогические средства, создающие и поддерживающие позитивный эмоциональный фон занятий, насыщать их двигательное содержание функционально разнообразными упражнениями и двигательными заданиями, а также давать детям информацию о пользе двигательной активности для полноценного физического развития человека, то такой комплекс воздействий позволит сформировать у детей устойчивый интерес к систематической двигательной активности и занятиям спортом.

При проведении исследования были использованы следующие методы:

  1. Педагогическое наблюдение и опрос специалистов.
  2. Социологические методы.
  3. Педагогический эксперимент.
  4. Математико-статистические методы.

Результаты исследования. Одной из задач исследования явилось определение приемов педагогического воздействия, эффективно формирующих мотивацию к занятиям спортом у детей дошкольного возраста. Эта задача связана с тем, что зная, что движет человеком, побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе действий, можно разработать эффективную систему методов тренировочной деятельности [2].

Анализ литературных источников, педагогические наблюдения, беседы с педагогами-дошкольниками и тренерами групп начальной подготовки различных видов спорта, позволили выделить факторы, побуждающие детей 5-6 лет заниматься двигательной активностью, а также определить и структурировать формирующую их совокупность приёмов психолого-педагогического воздействия.

К приёмам такого рода относятся следующие:

  • приёмы, создающие положительный эмоциональный фон занятий, использование игровых приёмов при выполнении двигательных заданий и обучении двигательным действиям, а также приёмов, стимулирующих активность детей на занятии;
  • педагогические воздействия, акцентирующие внимание на положительных примерах поведения, связанных с проявлением собранности, трудолюбия и целеустремлённости;
  • положительная оценка итогов каждого занятия с акцентом на особо отличившихся детей;
  • рассказ и демонстрация положительных изменений в физическом развитии человека, которые происходят при систематических занятиях гимнастическими упражнениями;
  • приёмы создания благоприятного психологического климата в детском коллективе, атмосферы взаимного уважения, доверия, поощрения разумного риска, проявления терпимости к ошибкам и неудачам;
  • приёмы активизации досуговой деятельности группы, проведение тематических бесед, экскурсий, праздников и т. д;
  • проведение индивидуальные и групповые беседы с родителями по вопросам, связанным с учебно-тренировочным процессом;

С целью изучения динамики мотивационного профиля детей-дошкольников, принявших участие в эксперименте, до его начала и по завершению было проведено анкетирование с использованием формализованного опросника, разработанного на основе анкеты В. И. Тропинкова. При проведении анкетирования ребёнку под наблюдением педагога необходимо было выбрать из предложенных вариантов наиболее значимые причины, побуждающих его систематически посещать занятия начальной спортивной подготовкой.

Анализ результатов анкетирования показал, что ведущими факторами на начальном этапе социологического исследования, определяющими желание детей систематически заниматься физическими упражнениями, являлись:

  • потребность в одобрении со стороны родителей, родственников, друзей за достигнутые результаты, посещения спортивной секции.
  • физическое совершенство, выраженное в желании стать сильным, ловким, быстрым, выносливым.
  • повышение престижа, желание славы, выраженные привлечением к себе особого внимания, признанием любой ценой, жаждой успеха (в том числе незаслуженного).

Выявленные мотивы на начальном этапе исследования не являются осознанными побудителями к тренировочной деятельности и характерны для детей, не владеющих необходимыми знаниями о полезности занятий, об их влиянии на развитие личности.

В ходе эксперимента, длившегося в течение 9-и месяцев, мы использовали перечисленные выше приемы психолого-педагогического воздействия, направленные формирование мотивации к занятиям спортом.

Рис. 1. Результаты анкетирования детей до и после эксперимента.

Для выявления динамики результатов, полученных в ходе эксперимента, было проведено повторное анкетирование, результаты которого показали следующее.

  1. У детей, занимавшихся по экспериментальной программе, повысилась потребность в занятиях физическими упражнениями, связанная с получением новых ощущений и эмоциональных переживаний, возникающих при освоении новых упражнений и двигательных заданий (прирост показателя на уровне 40% от исходного уровня).
  2. Значительная положительная динамика отмечена также в отношениях с педагогом, являющихся важным фактором формирования у ребёнка устойчивой мотивации к занятиям спортом (прирост показателя составил 32% к исходному уровню). В значительной степени это может быть объяснено разумным и уместным применением различных видов поощрений и наказаний, своевременной помощью в ситуациях, связанных с затруднениями в обучении, а также личной демонстрацией педагогом разучиваемых упражнений.
  3. Значимым фактором для формирования потребности в занятиях спортивными упражнениями явилась организованная педагогом вне тренировочная деятельность детей (поездки на соревнования, экскурсии, участие в мероприятиях клуба с показательными выступлениями и т. п.), показатели которой, как мотивирующего фактора, увеличились в ходе эксперимента на 21% к исходному уровню.
  4. Улучшение самочувствия и здоровья (+13% от исходного уровня), приобретения для жизни полезных умений и знаний (+9%), дружеские отношения в коллективе (+6%), также послужили факторами, формирующими мотивацию к систематическим посещениям занятий.
  5. Напротив, такие факторы как: получение материальных благ (на 8% ниже исходного уровня), повышение престижа и желание спортивной славы (на 10% ниже исходного уровня) оказались значительно менее выражены, что на наш взгляд, связано с более отчётливым пониманием детьми полезности двигательной активности для своего физического развития.
  6. Средне групповые мотивационные профили испытуемых в начале и по окончанию эксперимента представлены на рисунке 1.

Обобщая результаты исследования, можно сделать следующие выводы.

  1. Наиболее значимыми факторами, результативно воздействующими на формирование мотивации к систематической спортивно-двигательной активности, являются получение детьми новых двигательных ощущений, конструктивные и взаимно уважительные отношения между учениками и тренером, разумно организованная педагогом вне тренировочная совместная познавательно-рекреационная деятельность детей.
  2. Действенными психолого-педагогическими приемами, способствующими формированию у детей дошкольного возраста мотивации к занятиям спортивными упражнениями, являются систематически информация о пользе занятий и важности двигательной сферы в развитии личности человека, поддержание позитивного эмоционального фона занятий, а также приёмы педагогического воздействия, направленные на создание благоприятного психологического климата в детском коллективе.

Литература.

  1. Горбунов Г. Д. Психология физической культуры и спорта: учебн. для студ. высш. учеб. заведений / Г. Д. Горбунов, Е. Н. Гогунов. — М. Издательский центр «Академия, 2009. — 256с.
  2. Лазарева Г. Ю. Как приучить ребенка к спорту. — М. АСТ, 2006
  3. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб. 1999.
  4. Родионов А. В. Психология физической культуры и спорта: учебник для вузов. — М. Академический проект; Фонд «Мир 1. 2004. — 576 с.
  5. Яковлев Б. П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности: учебное пособие. — М. Советский спорт, 2014. — 312 с. ил.
This entry was posted in Мотивация детей and tagged , . Bookmark the <a href="http://d-motivator.ru/formirovaniya-motivacii-detej-doshkolnogo-vozrasta-k-zanyatiyam-sportom/" title="Permalink to Формирования мотивации детей дошкольного возраста к занятиям спортом" rel="bookmark">permalink</a>.

Comments are closed.